ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ДОЦЕНТА МГПУ А.И. АЗЕВИЧА Персональный сайт доцента МГПУ Азевича А.И. - Дидактика ТСО
Среда, 07.12.2016, 13:33
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Персональный сайт доцента
Института математики и информатики ГБОУ ВПО МГПУ
Алексея Ивановича Азевича
          
Меню сайта

НОВЫЕ ФАЙЛЫ

ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
(Комментариев:57)
(Загрузок:0)


СЕРВИС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АНКЕТ, ОПРОСОВ И ТЕСТОВ
(Комментариев:1)
(Загрузок:0)


Сайт Е.Бушуевой

ОБРАЗОВАНИЕ

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
Гость
,

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив новостей

Научно-педагогические основы применения  ТСО
 
  Наглядность, если понимать под ней  воздействие на органы чувств обучаемого, обоснована еще Я.А. Коменским, назвавшим ее «золотым правило дидактики» и требовавшим, чтобы все, что только можно, представлялось для восприятия чувствами.
  Современные ТСО обладают широкими возможностями для реализации правила, сформулированного великим педагогом.   Известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти.
  Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое?»: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний — ощущения и восприятия.
  Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания — осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысления применение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д. Объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания.
  Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Значительна роль ТСО и на этапе применения знаний: существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.
  Особенно  должно учитываться учителем эмоциональное воздействие технических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Однако избыток эмоциональности затрудняет усвоение и осмысление основного материала.
  Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспитательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО и НИТО. Это не исключает использования только наглядной или только звуковой передачи информации в зависимости от задач занятия, содержания материала, возраста, имеющегося у учащихся опыта и т.п. ТСО и НИТО, обладая широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала.
 Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. При создании кинофильма, диафильма, телепередачи, компьютерной программы стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются наибольшей выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, слов действующих персонажей и музыки. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольному запоминанию материала.
 Используя ТСО, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания. Сосредоточенность или концнтрированность внимания – удержание внимания на одном или небольшом числе объектов. Согласно ряду исследований объем внимания взрослого человека достигает в среднем примерно до 4-5, максимум 6 объектов; у ребенка он равен в среднем не более 2-3 объектам. С объемом внимания тесно связана и распределяемость внимания – одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.
 ТСО позволяют  использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на своих занятиях. Учащиеся с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объеме, как им необходимо.


Читать дальше...


Графические возможности компьютеров позволяют учащимся создавать рисунки на экране дисплея и тут же их распечатывать, конструировать, изобретать новые модели, возможность работы которых тут же проверяется. Последнее используется и в лечебной педагогике, когда у ребенка возникают дидактогении, он боится говорить, раскрыть себя, а с машиной все это менее страшно, и неудачи легко исправить.

Таким образом, ТСО обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом. Получение знаний в школе особенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средства обучения с успехом решают эту задачу. Образный материал, объединенный в кинофильме, диафильме, компьютерной программе или телепередаче, копирует действительность, служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале.

У детей с небольшим жизненным опытом и незначителен объем чувственных представлений, но очень богатое воображение, даже при восприятии звуковых и экранно-звуковых средств подачи информации может сложиться совершенно неточное понимание сущности реальных объектов и явлений. Это прежде всего зависит от возраста учащихся. В более старшем возрасте ученику легче восполнять воображением недостающие звенья при знакомстве с экранным отображением новых предметов, которое он воспримет ближе к реальности. Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, а с другой – возможность учащегося усваивать передаваемую информацию.

Сложную и очень объемную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой степени познания – понятиям и теоретическим выводам.

Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы получила широкое распространение так называемая логическая наглядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схемы отношений понятий, круговые схемы, классификационные древа. Назначение такой наглядности – придать образность понятию, идее, логическому элементу.

Диапазон компьютерных программ, реализующих принцип наглядности, очень широк: от простейших программ, предназначенных для передачи определенной информации или закрепления навыков, до интеллектуальных обучающих систем, осуществляющих рефлексивное управление обучением, ведущих диалог с обучаемым на языке, близком к естественному, и по мере накопления опыта совершенствующих стратегию обучения. Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционным ТСО, особенно в психологическом плане. В компьютерных программах реализуется идея включенного обучения, когда ребенок, выполняя предлагаемые ему действия, нередко игрового и занимательного характера, получает новую информацию, вырабатывает и закрепляет новые умения и навыки.

Используя компьютер, можно моделировать различные ситуации, искать и исправлять ошибки в предложенных решениях или моделях при большом числе способов решения. Ученик может составить алгоритм решения задач определенного типа, что формирует способы действия в типичных ситуациях. Узнавая, почему тот или иной выбранный им способ решения удачен или нет, он учится осознавать и оценивать свою деятельность. Современные ИТО вовлекают ученика в действие, происходящее на экране монитора, благодаря тому, что многие обучающие программы носят интерактивный характер.

   
Новый сайт

ПОЧТА
НАПИСАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Создайте свой сайт
Сделай свой Сайт

В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ
  • ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
  • УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
  • КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВСЕХ
  • КАТАЛОГ САЙТОВ
  • СЕРВИСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  • ОНЛАЙН ФОТОШОП
  • ОНЛАЙН ФОТОСЕРВИСЫ
  • ОНЛАЙН ПЕРЕВОДЧИК
  • ШКОЛА
  • ВИДЕООБРАЗОВАНИЕ
  • ВИДЕОБУДНИ
  • УЧЕНИКИ

  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 222

    Поиск

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ВРЕМЯ

    Кликни, если надо!

    ПОГОДА

    Кнопка сайта
    Буду рад, если Вы разместите у себя на сайте кнопку этого сайта.

    Сайт А.И. Азевича



    Афоризмы

    качество сайта

    А.И. Азевич © Учебно-методические материалы для студентов педагогических вузов 2016